STEM - образование

STEM и ДЕТИ

STEM и ПЕДАГОГИ

Региональный семинар для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническую деятельность»

28 февраля 2023 года на базе нашего центра развития состоялся региональный семинар 

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническую деятельность». В семинаре приняли участие педагоги, неравнодушные к интеллектуальному развитию дошкольников и готовые внедрять новые, инновационные практики в работу своих ДОУ.

Особое внимание на семинаре уделялось такой новаторской программе, как STEM - образование детей дошкольного возраста". У участников семинара была возможность не только прослушать теоретическую основу данной программы, но принять активное личностное участие в практических секциях - модулях программы. Придерживаясь план - карте, воспитатели, совместно с куратором, "путешествовали" по миру STEM: экспериментирование, математика, робототехника, конструирование, Фребель и мультстудия. Везде была возможность на собственном опыте испытать возможности системы. И даже создать собственный мультфильм от начала и до конца, который гости семинара смогли увидеть на завершающей станции.

Учебный семинар "STEM - образование детей дошкольного возраста"

25 октября 2022 года педагоги нашего детского сада приняли участие в онлайн учебном семинаре "STEM - образование детей дошкольного возраста"!

В рамках семинара были подробно рассмотрены все модули STEM - образования: от теоретической базы до практического применения в образовательной и досуговой деятельности нашего центра развития.

Как снимать мультфильмы?

Кто такой Ф. Фрёбель?

LEGO - настоящее чудо?

Математикой можно заниматься интересно?

А экспериментировать можно и с дошкольниками?

На все эти и многие другие вопросы слушатели и зрители семинара смогли получить исчерпывающие ответы!

1-я Международная конференция по дошкольному технологическому образованию

2 ноября 2021 года прошла 1-я Международная конференция по дошкольному технологическому образованию, организаторами и партнерами которой стали: СОЮЗ «Дошкольники России», «Национальный методический совет по технологическому образованию».

Конференция была посвящена цифровизации образования, внедрению новых, передовых технологий в образовательный процесс и качественному преобразованию системы ДО со смещением ориентиров на точные, рациональные науки, за которыми, возможно, стоит будущее.

Педагоги нашего центра развития не могли оставить без внимания такую актуальную на данный момент тему и представили свой опыт работы в данном направлении, обозначив цель и задачи, поставленные перед собой нашим центром развития.

А именно.

Цель:

Создать комплекс условий для обеспечения доступного и качественного дошкольного образования посредством внедрения цифровых  технологий во все субъекты образовательной деятельности.

Задачи:

  • создать доступную образовательную среду с применением ИКТ-технологий, интерактивных методов и оборудования, способствующую развитию индивидуальных способностей каждого воспитанника;
  • создать доступное цифровое образовательное пространство для всех субъектов образовательной деятельности к разным модулям онлайн-образования;
  • создать информационную образовательную среду, обеспечивающую родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

При этом мы строго учитывали, что организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность -  целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Несомненно, в процессе цифровизации есть как свои плюсы, так и большие минусы. И наша задача минимизировать минусы и создать такую образовательную цифровую среду, которая бы работала лишь на рост, совершенствование и социализацию дошкольников!

Подробно ознакомиться с материалами конференции можно на ютуб -канале по ссылке

1 -я Международная конференция по технологическому образованию

Городской семинар "STEM - технологии как универсальный инструмент развития познавательной инициативы творческой активности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

12 февраля на базе нашего центра развития состоялся городской семинар "STEM -технологии как универсальный инструмент развития познавательной инициативы творческой активности дошкольников в условиях ФГОС ДО". 

Что дает педагогам выступление на семинаре?

В первую очередь - бесценный опыт, переосмысление собственных знаний и умений! Выступление перед заинтересованными зрителями часто позволяет посмотреть на свою работу с другой, противоположной, стороны. со стороны тех, кто никогда не занимался твоим вопросом, не изучал его и даже не подозревал, с какой стороны к нему подойти... Как донести информацию так, чтобы она была услышана и правильно воспринята? Как заинтересовать слушателей? Как вовлечь их в процесс познания и реализации? Как не допустить того, чтобы участники семинара заскучали? как добиться ответной реакции? Ведь, если задают вопросы, значит, тема заинтересовала, зацепила, вызвала эмоции. Именно это можно считать успехом! 

Самое главное правило любого выступления на семинаре, конференции, сессии - заинтриговать, вовлечь, дать попробовать и остановиться на самом интересном месте, чтобы возникло непреодолимое желание вернуться и продолжить!

И наши педагоги справились с этой непростой задачей! Все мастер-классы, посвященные 6 модулям STEM - образования, были яркими, запоминающимися, действенными и энергичными. Это свидетельствует о профессионализме, заинтересованности и увлеченности педагогов в освещаемом вопросе. 

Мы справились! И стали немного опытнее, увереннее и сильнее!

Ждем новых гостей!

"STEM- образование для детей дошкольного возраста" 

В рамках непрерывного самообразования педагоги нашего центра развития прошли обучение по направлению "STEM- образование для детей дошкольного возраста" в соответствии с требованиями ФГОС ДО". Каждый участник курсов получил удостоверение о повышении квалификации, что дает возможность вести работу по всех модулям программы!

Поздравляем! Наши педагоги - лучшие!

ОМ LEGO - конструирование

Модуль "LEGO - конструирование"

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей  — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Образовательный модуль "LEGO - конструирование"

https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/11/04/1287533759/Slajd5.JPG

Образовательный модуль "LEGO - конструирование"

ОМ Дидактическая система Ф.Фрёбеля

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Кроме того, дидактическая система Ф. Фрёбеля в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для пропедевтики STEM-образования (science — наука, technology — техника, engineering — инженерия, mathematics — математика), поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей.

Дидактическая система Ф.  Фрёбеля  – является эффективной  системой  по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Комплект легко применим, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей.  По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Ф. Фрёбель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня на рынке детских пособий обычно встречается четырнадцать видов материалов  Ф.Фрёбеля

Образовательный модуль "Дидактическая система Ф.Фрёбеля"

https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/11/04/1287534280/Slajd1.JPG

Дидактическая система Ф.Фребеля в МДОУ "ЦРР - детский сад № 255"

ОМ Мультстудия Я творю мир

Модуль "Мультстудия "Я творю мир"

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, у третьих – уже в детстве ярко выражены актерские таланты, четвертые – прирожденные организаторы. Анимация даёт детям возможность реализовать все эти творческие способности.

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей. В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого другого модуля программы STEMобразования, будь то модели, созданные по системе Ф. Фрёбеля, объекты, собранные из LEGO, или роботы.

Процесс создания детского мультфильма можно кратко представить в виде следующих этапов:

1. Создание сценария.

2. Выбор ролей и распределение заданий.

3. Создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике.

4. Выполнение упражнений – моделирование движений.

5. Покадровая съемка.

6. Озвучивание мультфильма.

7. Монтаж мультфильма в компьютерной программе.

8. Демонстрация мультфильма.

Создавая анимационный фильм, ребенок учится договариваться с другими детьми, и становится художником, сценаристом, режиссером, актером, оператором. Создавая героев мультфильма и декорации из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, можно изучать свойства и технические возможности художественных материалов. Это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.

Практика показывает, что при использовании мультипликации значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей: расширяются возможности самостоятельной деятельности детей, формируются навыки исследовательской деятельности. Так де формируются и личностные качества ребенка такие как: настойчивость, коммуникабельность, ответственность. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.

Модуль "Мультстудия "Я творю мир"

https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/11/04/1287533989/Slajd6.JPG

Какие бывают мультфильмы

Мультстудия в МДОУ "ЦРР - детский сад № 255"

Обзор мультстудии "Я творю мир"

ОМ Математическое развитие

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно-пространственной среды. Фундаментом математического развития является умение сравнивать различные предметы по величине, разбираться в параметрах их протяженности. От практического сравнения величин предметов и их отношений «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже» ребёнок перейдёт к их количественным соотношениям «больше – меньше», «равенство – неравенство».

Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда педагоги и родители создают условия для применения детьми знаний, полученных на занятиях по математике. Этому и посвящён данный образовательный модуль, целью которого является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Его содержание характеризуется комплексностью. В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

Модуль "Математическое развитие"

https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/11/04/1287533745/Slajd3.JPG

Математическое развитие в нашем центре развития

ОМ Экспериментирование с живой и неживой природой

Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.

Правильно оборудованная исследовательская лаборатория, при грамотном её введении в педагогический процесс, предоставляет педагогам возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные навыки проведения исследований. Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования, родители-помощники — те факторы, которые зачастую отсутствуют в образовательной организации. Создавая условия для экспериментирования малыша дома и на прогулках, родители открывают ему двери для изучения окружающего мира. Какие условия необходимо создать в детском саду и дома, чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием? Вот несколько советов.

Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с малышами эксперименты и опыты.

Появление у ребёнка интереса к экспериментированию зависит от вашей личной заинтересованности, поэтому проявляйте искренний интерес к той деятельности, которой предлагаете заняться.

Не сдерживайте инициативы малыша, предоставьте ему сделать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь. Именно здесь домашнее экспериментирование выигрывает у занятий в детском саду, где чаще всего дети являются лишь наблюдателями опыта.

Для дошкольников пока сложны эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при таком эксперименте периодически вместе с ребёнком обсуждайте его ход, ведите календарь наблюдений, где будут отражены происходящие изменения, — это поможет интересу ребёнка не угаснуть.

В заключение эксперимента старайтесь подвести малыша к выводу: «О чём свидетельствует результат опыта, что это значит?» Это поможет развить способность анализировать, делать выводы и обобщать, что очень пригодится для обучения в школе и всей последующей жизни.

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"

https://ds211.srt.prosadiki.ru/media/2022/11/04/1287534585/Slajd2.JPG

Экспериментирование с живой и неживой природой в нашем центре развития

Космокейс - занимательные эксперименты в "волшебном чемоданчике"

Экспериментальная деятельность "Волшебная вода"

Проектная деятельность "Дары моря"

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie