Чему обучают ребёнка в детском саду
Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей.
В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Общие задачи развивающей программы:
- развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
- выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
- тренировка творческого мышления, логической гибкости;
- психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
- практика развития навыков устной речи, чтения, счета.
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Но помимо физики Вячеслав Вадимович всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее.
К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.
Один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала.
Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:
- мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
- незримка Всюсь и смешной Магнолик;
- Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
- паук Юк и Нетающие льдинки;
- Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.
Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.
Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.
Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.
Главной средой, в которую педагог погружает ребенка, становится фиолетовый лес и персонажи, которые меняются с этапами взросления. Наиболее любимые детьми:
- Лопушок — первый инструктор по обращению с предложенными дидактическими материалами;
- Всюсь — герой прозрачного квадрата, знакомящий с геометрическими формами, цветами, буквами;
- Китенок Тимошка из комплекта Чудо-Крестики учит детей видеть разницу цветов и форм, сравнивать и искать общности;
- Крутик По — отвечающий за геометрические формы и пространственное мышление.
Разнообразие героев огромное — Владыка Лучич, Краб Крабыч с Чудо Острова, Гномы и Долька. Все они обитатели того самого Фиолетового леса — пространственно-предметной среды, поделенной на области со своей спецификой.
Многие роли прописаны. Долька — персонаж, который должен в игровой форме познакомить ребенка с понятиями частей и целого, плавно подвести к изучению дробей. При этом дроби будут представлены на такой же готовой фигурке Цветика, из которого можно доставать и добавлять лепестки. Но даже если в процессе игры ее роль сменится или персонаж покинет свою поляну и появится где-то в районе Загадочного острова или отправится в космос, которого в Фиолетовом лесу изначально не было, сказка от этого только выиграет.
Технически персонажи выполнены из плотного ламинированного картона или фанеры и оснащены минимум двумя типами крепления — магнитом и липучкой. Последний позволяет закрепить фигурку на основном дисплее Коврографе или любой другой текстильной поверхности, если того требует развитие сценария. Магнит соединяет деталь с металлическими дисплеями или стандартной обучающей детской, которыми укомплектованы ДОУ. Покупая комплект для собственного ребенка, персонажей можно приобретать отдельно по мере взросления.
Методика считается максимально комфортной и простой для освоения педагогами. Ведущий процесс должен сам изучить материал и предложенных героев, усвоить их основные роли, кочующие из одной игры в другую. Затем он знакомит с ними детей. Познакомить ребенка придется и с предложенным инструментом — правилами обращения с ним, техника безопасности. Все детали и элементы в фабричных комплектах выполнены с учетом рекомендованного возраста.
Готовых сценариев нет, — зачитывать подготовленные рассказы не придется. Преподаватель сам решает, в какой форме преподнести задуманное упражнение, опираясь на роли персонажей. Важным соавтором становится сам ребенок. И даже если в процессе игры сюжетная линия полностью преображается, проблемы в этом нет.
Во время занятия педагог должен:
- постоянно оценивать уровень сложности, снижать или повышать его относительно рекомендованного по возрастам в зависимости от реакции ребенка;
- подталкивать и стимулировать к решению задачи, не подводя напрямую к решению и не лишая удовольствия выйти победителем из сражения;
- вместе с ребенком придумывать новые правила и сюжетные линейки, не поддаваясь на желание упростить до элементарного;
- искать новые формы и инструменты для развития сюжета не по сценарию;
- контролировать процесс и останавливать занятие, если настроение малыша критически испортилось и мешает дальнейшему прохождению упражнений.
Главная задача педагога — поддержание доверительной атмосферы между ним и ребенком. Со стороны должно казаться, что задачу решают двое.
Преимущества
Применяющие методику педагоги отмечают два главных плюса — комплексный подход развитию и образованию детей и законченность предложенных инструментов.
В комплекте с игрой находятся и развивающая предметная среда для действий, и элементы для манипуляций и полноценная инструкция для сотрудника образовательного учреждения. Это помогает и родителям, не имеющим педагогического образования, — они могут в течение пары часов познакомиться с системой (изучить методичку или на сайте производителя познакомиться с рекомендациями к конкретной игре бесплатно) и провести занятие с ребенком самостоятельно.
Сам автор настаивает, что достоинства его системы — качество развития детей:
- появление навыка получать и анализировать информацию;
- развитие творческого мышления, навыков чтения и счета;
- зарождение модели поведения в обществе, эмпатии и сопереживания;
- формирование усидчивости, желания добиться цели, здоровой настойчивости.
При этом все происходит в игровой, незаметной форме. Ребенок просто играет, воспринимая дидактический материал как очередное развлечение.
Отметить нужно и качество фабричных игрушек. Для производства применяются одобренные санитарно-контролирующими органами материалы. При использовании в образовательных учреждениях наглядные пособия долго не теряют внешний вид даже при регулярной санитарной обработке. Содержательно-насыщенная среда является еще и трансформируемой и всесторонне безопасной.
Рекомендации по возрастам
Игры и пособия сопровождаются описаниями, где указан рекомендованный возраст. На практике один и тот же предмет можно использовать в течение всего периода от 2 до 7 лет.
Если двухлетнего малыша паук с паутиной из резинок учит понятию цветов и больше или меньше, тона той же основе при подготовке к школе ребенок может собирать фигуры по задуманной педагогом аббревиатуре (маршрутной карте) или решать задачу по вписыванию равнобедренного треугольника в квадрат.
Все зависит от предложенной ведущим сказки. Даже при использовании одного и того же инструмента в группе можно менять сложность занятий, проходя по уровням как в компьютерной игре. Желание дойти до конца или набрать дополнительные баллы станет дополнительным стимулом.
«Фиолетовый лес»
Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.
Комплект базовых деталей соответствующий:
- деревья и разноцветные листочки;
- облака, солнце и луна;
- самые популярные животные леса;
- оформление для зон озера и леса.
На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.
По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.
SNAG Гольф — это программа для детей от 2,5 лет до 7 лет.
В рамках программы дети:
-
изучают историю развития гольфа и технику безопасности;
-
знакомятся с принадлежностями и терминологией игры в гольф;
-
изучают этикет гольфиста;
-
отрабатывают техники игры в гольф;
-
выполняют упражнения на укрепление мышечного пояса.
Программа также развивает:
-
геометрическое мышление и аналитические качества;
-
умение концентрировать внимание;
-
физическую выносливость;
-
координацию движений и равновесие;
-
глазомер и умение пользоваться боковым зрением;
-
стратегическое видение.
Федерация детского гольфа
Каждая эпоха требует обновления форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В настоящее время, когда в жизнь плотно вошли цифровые технологии, а коллективные игры уступили место компьютерным, перед педагогами нашего детского сада встала задача укрепления здоровья дошкольников, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование интереса к спорту, а также воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей стратегическим видением, обладающей выдержкой, собранностью, умением концентрировать свое внимание. И сделать это необходимо так, чтобы заинтересовать и увлечь!
Новым, приоритетным направлением в развитии физических способностей детей стал SNAG-гольф
В переводе с английского SNAG переводится, как «начинаем новое в гольфе», иными словами – «гольф для новичков».
"Starting New at Golf" (Начинаем новое в гольфе) - это самая эффективная и простая в мире система для начала игры в гольф (система состоит из методики и специально разработанного оборудования).
SNAG-гольф дал возможность каждому погрузиться в тот вид спорта, который изначально был доступен лишь избранным.
Почему именно SNAG-гольф?
В первую очередь, это новаторство. SNAG-гольф – это незнакомый для нашего региона вид спорта, одним своим названием привлекающий к себе внимание. Крайне немаловажно, что данный вид спорта полностью исключает агрессию, оставаясь при этом активным, азартным, командным, направленным на достижение высокого результата. При этом предполагает воспитание в участниках лидерских качеств, целеустремленности и сдержанности. Позволяет преодолеть чувство закомплексованности и неуверенности в себе.
Техника обучения SNAG-гольфу основывается на основных принципах, где используются яркие, знакомые с детства основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и короткие, легкозапоминающиеся фразы, являющиеся «ключевыми».
Очень важным преимуществом SNAG-гольфа является его мобильность - одна яркая сумка, в которой спрятано целое «поле» для игры в гольф! Полный комплект необходимого оборудования, рассчитанный на целую команду игроков. Клюшки: паттер для левшей и правшей и айрен, атрибуты для отработки техники ударов: обручи, ленты, стартовые коврики, щетки и т.д., мишени трех видов, разноцветные, яркие мячи.
Активная деятельность в направлении внедрения SNAG-гольфа в наш центр развития началась в 2020 году.
Этапы работы МДОУ "ЦРР - детский сад № 255" по вступлению в МОО "Федерация детского гольфа" и развитию SNAG – гольфа внутри заведения.
Развитие SNAG – гольфа в МДОУ "ЦРР - детский сад № 255"
1. Разработка программы развития ДОУ.
2. Обучение специалиста по программе КПК (принципы, методики и тактики обучения данному виду спорта).
3. Закупка необходимого оборудования для игры в SNAG – гольф.
4. Проведение внутрикорпоративного обучения педагогического состава.
5. Внедрение SNAG - гольфа в досуговую деятельность детского сада. Дети с большим удовольствием проводили свободное время за игрой в гольф в рамках секции «Школа мяча», знакомясь с основами игры.
6. Участие в международном и всероссийском турнирах по SNAG - гольфу
7. Вступление центра развития в Межрегиональную общественную организацию «Федерация детского гольфа» в октябре 2021 года.
Статус регионального отделения позволил нам включить SNAG-гольф в образовательную деятельность, в первую очередь, в области физического развития.
Мы создали мобильное, трансформируемое образовательное пространство успешного развития дошкольников для повышения уровня физического и эмоционального здоровья детей.
SNAG - это возможность играть в гольф в спортивном зале, в ресторане, в парке, на лужайке около Вашего дома!
SNAG - это хорошо зарекомендовавшее себя во всем мире учебно-тренировочное пособие для начинающих гольфистов.
С 2020 года в МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 255" была открыта настоящая STEM - лаборатория!
Наш детский сад был включен в инновационную деятельность по апробации и внедрению парциальной модульной программы "STEM - образование детей дошкольного возраста и присвоен статус "Инновационная площадка".
Аббревиатура STEM расшифровывается как:
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно-техническое творчество.
Программа позволяет развивать интеллектуальные способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно-техническое творчество. Обучение ведется согласно возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, начиная с сенсорного восприятия через наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Дети получают и применяют знания алгоритмизации, дизайна и программирования ведут проектную деятельность в шести образовательных модулях:
1. Дидактическая система Ф.Фребеля
2. LEGO - конструирование
3. Робототехника
4. Математическое развитие
5. Мульт-студия "я творю мир"
6. Экспериментирование с живой и неживой природой
Программа "STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста"